Официальный представитель в г. Москва
Шекунова Ева тел. 8-915-118-03-83
На главную Контакты  

Реестровый номер туроператора
МВТ 016282

664025, Россия, г.Иркутск
бульвар Гагарина, д.68, корпус Г
тел.: (3952) 202-973, 202-969
ф.:(3952) 202-973

e-mail: prig_@list.ru

vokrug-baikala@yandex.ru



Главная Историческая
справка
Кругобайкалка
сегодня
Фото
КБЖД
Активные
туры
О компании Схема
проезда

Многоликая Бурятия

График экскурсий  |  Иркутск исторический  |  Аршан | Тёплые озера + Аршан  |  Пещера «Охотничья»  |  Многоликая Бурятия  |   Тайны Тажеран  |  о.Ольхон  |  сплав по реке Иркут  |  Бухта Песчаная





Многоликая Бурятия

В центральной части азиатского материка расположена удивительная и прекрасная земля - Бурятия. Страна гор и степей, полноводных рек и многочисленных озёр, бескрайней тайги и зелёных долин, обрамляющая одно из величайших озёр мира - Байкал.
Богатая природа и многообразие ландшафтов создали естественные условия для мирного сосуществования многонационального населения республики с различной культурой и религией, самобытными традициями и особым укладом жизни.

Продолжительность: 2 дня/1 ночь
Протяженность: 550 км (в одну сторону)

Ранний выезд. Cбор группы в 6-50

День 1

Трансфер микроавтобусом из Иркутска в столицу республики Бурятия – г. Улан-Удэ. Остановка на смотровой площадке на юге Байкала в п. Култук. Завтрак в кафе (в стоимость не включен). Продолжение путешествия – дорога пролегает по живописным местам восточного берега Байкала. Обед в кафе – бурятская национальная кухня (в стоимость не включен). Прибытие в г. Улан-Удэ. Размещение в гостинице.

Экскурсия в центр старообрядцев Забайкалья – деревню староверов. Показ традиционных обрядов с пением старинных семейских песен, знакомство с обычаями и традициями. Ужин блюдами русской кухни. Возвращение в гостиницу. Cвободное время - знакомство с историческим центром города.

Центр старообрядцев Забайкалья

















Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века в результате церковной реформы в истории России произошли коренные перемены. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.

Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.

Постоянной опорой в нелегкой судьбе старообрядцев служила нематериальная культура. Прошло около 240 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Старообрядцам удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья.

Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений.

До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

День 2

Завтрак в гостинице. Посещение дацана Ринпоче Багша с крупнейшей позолоченной статуей Будды.

Дацан Ринпоче Багша открыт в Улан-Удэ в местности Лысая гора в 2004 году. Монастырь построен с благословения Его Святейшества Далай-ламы, с которым досточтимый Ело Ринпоче обсуждал идею его создания на аудиенции в 1999 году. В дацане установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Изготовлена статуя в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо известны в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.

В 2005 году на территории храмового комплекса были установлены буддийские ступы, символизирующие природу просветленного ума Будды. При обхождении ступ обретаются многочисленные заслуги и мудрость, поскольку главное назначение ступы - помогать живым существам очищаться от негативных проявлений и увеличивать позитивные. В 2009 году в дацане был установлен Колокол Четырёх Печатей – самый большой в России буддийский колокол.

Осмотр этнографического музея народов Забайкалья – музей под открытым небом, знакомящий с культурой и бытом коренных народов Бурятии.

Этнографический музей

Этнографический музей народов Забайкалья был открыт в 1973 году. Экспозиция музея отражает материальную и духовную культуру народов и этнических групп края в виде отдельных типов поселений, характерных для народов Забайкалья. Эти поселения составляют музейные комплексы, которые последовательно рассказывают о культурных особенностях этносов, об истории заселения края и этнических процессах, происходивших на данной территории с давних времен до начала XX в. Музейные комплексы расположены в черте города Улан-Удэ, в живописной пади района Верхней Березовки. Музей представляет: археологический, эвенкийский, бурятский (забайкальский и прибайкальский), русский (старожильческий), старообрядческий (семейский), городской комплексы и отдел живой природы. Этническое разнообразие края позволило воспроизвести впечатляющую экспозицию, которая создала музею добрую репутацию одного из интереснейших этнографических музеев в стране.

Обед в кафе – бурятская национальная кухня (в стоимость не включен).

Экскурсия в Иволгинский дацан - резиденцию Хамбо-ламы, крупнейшее культовое сооружение на территории Бурятии, центр Буддизма России. Место, где хранится нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова.

Сбор группы. Отъезд. Трансфер по маршруту республика Бурятия – Листвянка (санаторий «Байкал»).

Ужин в кафе по дороге (в стоимость не включен). Позднее прибытие (к 24 .00) . Отдых.

Иволгинский дацан – центр буддизма России

У подножия Хамар-Дабана, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России - Иволгинский дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом Востока...

Иволгинский дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в СССР. С течением времени из небольшого "Хамбинского сумэ" он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы буддистов России. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства.

В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии.

Главной задачей института является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и республике Бурятия. В институте обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки, постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии и Индии. Репутация у «Даши Чойнхорлин» в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными в современном смысле этого слова людьми, со знанием английского, информатики, основ естествознания. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии.

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения - сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил. Также деятельность дацана включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. Многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья поступает из Индии, Китая, Тибета.

И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России. Сюда в дацан, расположенный посреди бурятской степи, приезжают сотни тысяч людей со всего мира. В Иволгинском дацане покоится величайшая реликвия - нетленное тело Великого ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Итигэлов Даша-Доржо (1852- в 1927)

Рано оставшись сиротой, Даши-Доржо Итигэлов воспитывался у зажиточного по тем временам Надмита Батуева в местности Оронгой - ныне Иволгинский район. Достигнув 16 лет, он отправился на учебу в Агинский дацан Хоринской степной Думы. В те годы этот дацан являлся одним из самых известных по уровню образованности своих лам-священнослужителей. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию.

Свои знания буддийских наук Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи-ламы, что соответствует званию кандидата философских наук.

Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, а в 1904 году Итигэлов назначается шэрээтэ-ламой Янгажинского дацана. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Даша-Доржо Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо-ламой ламаистского духовенства Восточной Сибири и пробыл на этой должности до 1917 года. В начале февраля 1913 года присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербурге и открывал там буддистский храм. Организовывал госпитали в Первую мировую войну и получил от Николая II немало наград. На раненых он пожертвовал все свое состояние.

Он жил интересами России и своего народа, и, как считают его последователи, именно в этом надо искать разгадку его последнего удивительного деяния: в 1927 году перед смертью лама повелел заключить себя в куб из кедровых досок в традиционной позе медитации. Его похоронили в местности Хухэ-Зурхэн, в бумхане (кедровый короб), на уровне полутора метров под землей.

В 1955 году, в соответствии с завещанием Пандито Хамбо Ламы ХII Даша Доржи Итигэлова, Пандито Хамбо Лама ХVII Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с его телом, а затем, убедившись в неизменности тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

Позднее, в 1973 году, Пандито Хамбо Лама XIX Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело Пандито Хамбо Лама ХII Даша Доржи Итигэлова и, убедившись в его сохранности, вернули в бумхан.

10 сентября 2002, Пандито Хамбо Лама ХХIV Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (экспертов-криминалистов) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. На следующий день Комиссией Республиканской судебно-медицинской экспертизы была проведена эксгумация. 28 октября того же года желающие впервые получили возможность поклониться и получить благословение Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.

Руководство Буддийской традиционной Сангхи приняло решение об учреждении специальных дней поклонения Драгоценному телу Хамбо Итигэлова лишь несколько раз в год по великим буддийским праздникам.

Стоимость программы:

Кол-во чел. в группе 8-10 Цена на 1 чел, в руб. 9 800,0

В стоимость включены следующие услуги:

  • Все трансферы по программе;
  • Проживание в гостинице (номер стандарт);
  • Экскурсия в центр старообрядцев Забайкалья (семейские);
  • Ужин – русская кухня в центре старообрядцев (1-й день);
  • Завтрак в гостинице (2-й день);
  • Посещение дацана «Ринпоче Багша»;
  • Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья;
  • Экскурсия в Иволгинский храмовый комплекс;
  • Экскурсионное обслуживание по программе в сопровождение гида.

За дополнительную плату предоставляются:

  • Питание ( завтрак, обед в 1 день, обед, ужин во 2-й день– от 150 руб./чел.) ;
  • Алкогольные и прохладительные напитки;
  • Приобретение сувениров;
  • Иные услуги, не включенные в описание программы, кроме тех, что описаны в разделе «Стоимость тура включает».

Необходимо иметь с собой:

  1. Одежда, обувь для повседневного ношения;
  2. Предметы личной гигиены;
  3. Лекарства – исходя из индивидуальной потребности.

Счастливой дороги, приятного отдыха!